История колледжа
- Подробности
- Опубликовано 15.04.2012 16:18
Испокон веков древняя Костромская земля рождала людей, ценящих, любящих и понимающих красоту. В сказочном плетении узоров деревянного кружева наличников, в щемящих душу или искрящихся весельем песнях, в радующей глаз вышивке, в удивляющих изяществом и легкостью кованых воротах, балконах воспевали они мир, их окружающий. Поэтому Костромской край с давних пор стал краем вдохновения для художников, музыкантов, актеров, народных мастеров. Их традиции живы и сегодня.
Свой вклад в сохранение и развитие этих традиций вносит Костромской областной колледж культуры.
ОГБОУ СПО «Костромской областной колледж культуры» ведёт свою историю с 1938 года, когда в городе Нерехте Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 мая 1938 года была создана политико-просветительная школа, готовившая избачей (так называли работников культуры тех лет). Но, в связи с войной, 22 июня 1941 года она была закрыта. По сути, правопреемником этой школы нужно считать Галичскую культурно-просветительную школу, решение об открытии которой было принято 24 октября 1947 года.
Страна залечивала раны, нанесенные войной, но активно решала вопросы культурного строительства. Да и вновь созданной в 1944 году Костромской области были нужны специалисты для открываемых библиотек, клубов, музеев, изб-читален. КПШ осуществляла подготовку методистов-организаторов клубной работы районного звена.
Первым директором школы был назначен фронтовик Федор Иванович Розенков.
Двухэтажное здание на улице Свободы древнерусского города Галича 18 лет было родным домом для учащихся и преподавателей тех лет.
Первым выпускникам культурно-просветительной школы присваивалась квалификация «Методист и организатор клубной работы». Выпускалось около 60 специалистов в год. Студентам в те годы выплачивалась стипендия в размере 160 рублей и 30 рублей – «квартирных», предназначенных для оплаты жилья.
Приказом №90 от 06.09.1956 года были созданы две предметные комиссии: культпросветработы – преподавателей клубного дела, библиотековедения, технических средств КПР, массовых игр, декоративного оформления (председатель – В.А.Королева) и комиссия преподавателей предметов искусства. В 1958 году были сформированы ещё две предметных комиссии: общественно-образовательных дисциплин (председатель Л. В. Бобков) и по музыке (председатель Р. Ш. Липович).
С марта 1958 года директором назначен Николай Васильевич Пальцев, возглавлявший школу до 1962 года. Завучем – Луиза Павловна Тетерина. В штате к этому времени насчитывалось 40 преподавателей, в 1959 году выпущено 4 группы (103 специалиста).
Широкое развитие сети учреждений культуры области, расцвет самодеятельного художественного творчества потребовал более подготовленных кадров.
В сентябре 1959 года состоялся первый прием по специализациям, готовящим специалистов определенного профиля:
- Руководитель самодеятельного театрального коллектива
- Руководитель самодеятельного хорового коллектива
Так было положено начало двум специализациям: хоровой и театральной.
24 ноября 1960 года принято решение о создании в школе трех хоровых коллективов
Творческая жизнь била ключом. Студенты и преподаватели с утра до позднего вечера не покидали аудиторий. В книге приказов того времени появилась следующая запись:
«Продлить работу училища до 22 часов, обязав дежурных преподавателей после 22 часов прекращать работу всех кружков и кабинетов. Обязать зав кабинетами организовать дежурства преподавателей с 19 до 22 часов».
Директор Н. Пальцев
В 1960 году школа переименована в культурно-просветительное училище без изменения профиля подготовки специалистов.
В 1962 году училище возглавил Гектор Степанович Шевелев. 15 лет учебное заведение работало и развивалось под его руководством.
Новым этапом в жизни училища стал его перевод в Кострому в 1964 году.
Здесь учебное заведение размещается в историческом центре города по адресу: проспект Мира, дом 11, в здании - памятнике архитектуры XVIII века – доме Дурыгиных, где в начале XX века находилось Акцизное управление, а с 1920 по 1965 год в особняке располагалась областная научная библиотека. Адрес учебного заведения с тех пор не менялся.
Новый дом постепенно обживался. В первое время жили при печном отоплении. В штате числились специальные люди – истопники. С 24 января 1966 года было введено центральное отопление. В 1967-1968 учебном году справили новоселье в общежитии на улице Совхозной.
Жизнь училища становится все более интересной и разнообразной. В 1966 году создается агитбригада, которой руководят преподаватели А. И. Румянцев, М. Н. Черненко, В. В. Нестеренков, Т. И. Иванова. В подготовке первых программ участвовали А. С. Тонконог, В. Н. Тютчева, Л. Д. Богданов, П. И. Махнов, Ф. П. Парасюк. Маршруты училищной агитбригады очень разнообразны: Пыщуг, Мантурово, Шарья, Вохма, Палкинский, Кадыйский, Макарьевский, Островский районы.
В 1965-1966 учебном году в училище насчитывается 11 групп, работает 10 кабинетов. Открывается новое библиотечное отделение.
В 1970-1971 учебном году на шести отделениях: театральном, хореографическом, хоровом, оркестровом, библиотечном, технических средств – обучается уже 17 групп.
В 1972 году значительно укрепляется материальная база – училище получило свой транспорт – два автобуса. Это позволило расширить концертное обслуживание и деятельность агитбригады.
В разные годы училище вело подготовку специалистов и других направлений. С 1970 года вели подготовку руководителей кинофотокружков. С открытия и до конца своих дней руководил специализацией зачинатель киносъёмок в городе Костроме Костров Александр Петрович – родоначальник и создатель первых в г. Костроме любительских кинофильмов, фотохудожник, Лауреат премии обкома ВЛКСМ. С 1978 по 2011 год учебное заведение возглавлял Николай Алексеевич Хохлов, заслуженный учитель Российской Федерации После окончания Костромского педагогического института он был художественным руководителем сельского дома культуры. Потом работал в системе дополнительного образования преподавателем по классу баяна. В 1974 году был назначен директором детской музыкальной школы №5.
Требовательный, принципиальный, инициативный руководитель, умеющий видеть перспективу развития учебного заведения, он был включен в рабочую группу Министерства культуры по разработке новой концепции подготовки кадров, целевой программы среднего профессионального образования в стране. Неоднократно входил в состав комиссии, осуществлявшей аттестацию Калининградского, Марийского, Ивановского, Мордовского училищ культуры, Воронежского музыкального училища.
В 1992 году Н. А. Хохлову присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», в 2003 году награжден орденом «Знак почета», в 2008 году - орденом «Труд. Доблесть. Честь».
В конце 70-х – 80-е годы училище активно участвовало в культурном обслуживании жителей Костромской области и других регионов. С 1989 года учебное заведение приобретает новый статус и новое название - Костромское областное училище культуры.
В 2009 году открыта новая специальность – «Актерское искусство». Сделан набор по подготовке актеров театра и кино, в 2010 – актеров театра кукол. Подготовка специалистов ведется с участием Камерного драматического театра под управлением Б. Голодницкого и Костромского театра кукол. Костромское училище получило новый статус – стало колледжем культуры.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом колледж получил право готовить специалистов по следующим специальностям:
Очная форма обучения
51.02.01 Народное художественное творчество (повышенный уровень) по видам:
- хореографическое творчество
- театральное творчество
- этнохудожественное творчество
51.02.02 Социально-культурная деятельность ( повышенный уровень) по видам:
- организация культурно-досуговой деятельности
- организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
51.01.04 Актерское искусство (повышенный уровень)
51.02.03 Библиотековедение (базовый уровень)
Заочная форма обучения
51.02.02 Социально-культурная деятельность (базовый уровень) по видам:
- организация культурно-досуговой деятельности
- организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
51.02.03 Библиотековедение (базовый уровень)
С 2011 года педагогический коллектив колледжа возглавляет Воронцова Елена Николаевна, а заместителем директора по учебной работе в 2017 году стала Сушко Елена Вячеславовна.
Педагогический коллектив колледжа в последние годы значительно обновился. В штат были приняты молодые педагоги, в большинстве- выпускники нашего колледжа:
- Балашов Александр Валерьевич закончил Санкт-Петербургский университет культуры и искусства и стал преподавателем театральных дисциплин. В 2021 году у него был первый выпуск студентов по специальности «Актер театра и кино».
- Бахтдавлатов Валерий Султанназарович после окончания Самарской академии искусства также преподает театральные дисциплины, и в этом году у него первый выпуск студентов.
- Васильева Юлия Николаевна и Андреев Артем Сергеевич после окончания Костромского государственного университета преподают социально-культурные дисциплины, Малкова Полина Сергеевна стала зам. директора по воспитательной работе.
- Пашков Денис Викторович после окончания Санкт-Петербургского университета культуры и искусства преподает хореографические дисциплины.
- Смирнов Евгений Юрьевич- преподаватель общественных дисциплин и ОБЖ.
В целях закрепления молодых кадров в коллективе с 2020 года осуществляется программа «Наставничество»-передача методического опыта молодым педагогам. Большое внимание в работе колледжа уделяется научно-исследовательской работе. Под руководством Зуютиной Галины Петровны с 2011 года в колледже проводились студенческие научно-практические конференции. В 2012 и 2017 годах они были межрегиональными. К обсуждению вопросов конференций приглашались студенты Ивановского и Ярославского колледжей культуры, Костромского политехнического колледжа, Костромского энергетического техникума имени Чижова. Вот несколько тем конференций: «Колледж в судьбе преподавателей и студентов» (2012 г.), «История Отечества: духовные, нравственные и патриотические ориентиры» (2013 г.), «Народная художественная культура как ресурс духовно-нравственного развития личности и общества» (2015 г.), «Культура провинции и провинциальная культура: история, традиции и новации» (2019 г.).
Реализация творческого потенциала студентов, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня содействует социализации личности студентов, приобретению ими социального опыта в рамках постижения основ будущей профессии. Это - важная составляющая образовательного и воспитательного процесса в колледже, позиционирования его во внешней среде. Для студентов колледжа культуры это ещё и возможность реализовать свои творческие способности и утвердиться в решении правильного выбора профессии. За последние годы активизировалось участие студентов и педагогов в конкурсах различных уровней, в том числе и международных.
С 1989 года одной из популярных является специализация «Постановщик театрализованных представлений». Подготовка профессиональных специалистов является первоочередной задачей педагогов, работающих на специализации.
У истоков создания специализации стояла Нина Ивановна Баландина, выпускница училища, а затем Московского государственного университета культуры и выпускница колледжа Анна Кирилловна Боброва, также закончившая Московский государственный университет культуры.
Мастера-преподаватели, работая над развитием индивидуальных способностей студентов, стремятся к тому, чтобы каждый курс был неповторимым. Важная часть подготовки специалистов - дипломные работы, которые выносятся на суд не только аттестационной комиссии, но и жителей Костромы. Следуя многолетней традиции, показ дипломных программ проходит на сцене драматического театра им. А.Н.Островского. И не будет преувеличением сказать, что это всегда очень яркий, незабываемый праздник. Дипломные работы отличаются жанровым разнообразием. Вот их неполный перечень: пьеса абсурда Э. Ионеско «Лысая певица», игра-экстраваганца Е. Замятина «Блоха», политкабаре М. Зощенко и Е. Шварца «Под липами Берлина», эксцентрическая комедия К. Чапека «Из жизни насекомых», фантасмагория по мотивам пьесы А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Разнообразны и выразительные средства, используемые в постановке спектаклей, которыми уверенно владеют выпускники: пластика, пантомима, танец, музыка, цирковые трюки, элементы гимнастики и акробатики.
Студенты специализации РТП - бессменные участники городских и областных праздников, таких как «День города», «Праздник сыроделов», «День Аграриев», «Масленица», «Троица» и многих других. Они также имеют возможность участвовать в различных оригинальных режиссёрских проектах: «Костромская Снегурочка», «Мисс Русское радио», «День независимости России», конкурс «Ледовые скульптуры» в качестве актёров и помощников режиссёра.
Ежегодно в рамках учебной практики готовятся оригинальные новогодние театрализованные представления для детей дошкольного и школьного возраста, с которыми студенты выступают перед детьми города Костромы и Костромской области.
С 1966 года (вставить в абзац хронологически) в колледже работает библиотечное отделение для подготовки специалистов библиотечного дела. До сих пор это единственное в области отделение, которое не меняло свой профиль и продолжает выпускать профессиональных библиотекарей. Творческим вдохновителем отделения является Покровская Л.Н.-высокий профессионал, воспитавший и научивший практически большую часть работников библиотечной системы Костромы и области. В 2000-2001 гг. библиотечное отделение приняло участие в Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 гг.)". С целью обучения студентов новым библиотечным технологиям был разработан проект "Инновации в библиотечно-информационном образовании", одобренный Министерством культуры РФ. За счет гранта, полученного училищем за этот проект, были куплены первые компьютеры для занятий. Во главе компьютеризации училища встала Галина Петровна Зуютина, которая не только сама прошла обучение компьютерным технологиям, но и обучала им преподавателей. В течение нескольких лет Галина Петровна возглавляла методическую работу, профессионально и ответственно.4о лет проработала на библиотечном отделении Жаворонкова Антонина Михайловна В последние годы она возглавляла заочное отделение колледжа культуры. Человек очень добрый, думающий, инициативный, ответственный, «мама» заочников. Сейчас заочное отделение возглавляет Альбова Наталья Владимировна-энергичный, требовательный, постоянно самосовершенствующийся, ответственно относящийся к работе педагог. Помогает ей в работе Ольга Николаевна-друг и помощник студентов- заочников, пунктуальный и внимательный человек.
Сегодня библиотечное отделение ищет новые подходы к профессиональному образованию, ориентированному на расширение профессиональной среды применения выпускников в обществе. С 2012 года библиотечное отделение перешло на подготовку библиотечно-информационных кадров по новым образовательным стандартам, что явилось импульсом в развитии творческой инициативы, поиска новых форм обучения. В сфере внимания – новые информационные технологии, связанные с применением компьютерной техники в работе библиотек.
Хочется отметить ещё одно важное направление в работе колледжа-это воспитательная работа. В центре воспитательного пространства – личность обучающегося. Педагогический состав колледжа решает воспитательные задачи через учебную и внеучебную деятельность: содержание учебных дисциплин, методику преподавания, добросовестное отношение к своим обязанностям преподавателей колледжа, желание помочь каждому студенту, уважительное отношение к обучающимся, умение понять и выслушать каждого, а также заинтересованность в успехах обучающихся, объективность в оценке знаний, широту эрудиции, внешний вид, честность, что в конечном итоге оказывает влияние на воспитание личности студента. Внеучебная деятельность также оказывает большое влияние на воспитание студентов через проведение классных часов, экскурсий, спектаклей, концертов, игровых программ и других внеучебных мероприятий колледжа.
Работающие в колледже самодеятельные коллективы - народный коллектив хореографический ансамбль «Молодость», народный коллектив ансамбль народной песни «Перезвоны» и студенческий учебный театр также способствуют раскрытию творческого потенциала студентов и развитию их профессиональных способностей.
Ещё одно важное направление в работе колледжа-это методическая работа, постоянное самосовершенствование педагогов, участие в разных конкурсах, круглых столах для тесного взаимодействия профессионального образования с производственной сферой.
Таким образом, в течение уже 75- лет колледж выполняет свою основную задачу-подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.